Утверждена "Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области на 2018 - 2025 годы"
01.10.2018
Стратегия
социально-экономического развития муниципального
образования «Сычевский район» Смоленской области
на 2018 - 2025 годы
г.Сычевка 2018
Оглавление
Введение
1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования и оценка его потенциала.
2. Цели развития муниципального образования и целевые показатели.
3. Направления и приоритеты развития муниципального образования.
Введение
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей муниципального района, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2018-2025 гг.).
Основной задачей деятельности муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области является создание условий и предпосылок для повышения качества жизни населения. Для того чтобы добиться положительного социально-экономического эффекта, повысить привлекательность муниципального образования, необходимо спрогнозировать его место и роль в будущем, оценить его потенциал и возможности реализации.
Формирование стратегии муниципального образования «Сычевский район» нацелено на устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие. Задача стратегического управления муниципального образования заключается в том, чтобы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, опираясь на сильные стороны муниципального образования, при этом учитывая как внешние угрозы, так и слабые внутренние стороны. Поэтому стратегия в качестве отправной точки подразумевает развитие именно тех отраслей и видов деятельности, где муниципальное образование обладает хорошим потенциалом развития, а также предусматривает определение конкретных задач и мер, выполнение которых позволит наиболее полно реализовать этот потенциал.
Стратегия является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ района при соперничестве с другими районами области за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.
Ресурсы района всегда в той или иной мере ограничены, стратегия позволяет упорядочить их наиболее эффективным способом путем выбора приоритетных целей и направлений развития.
Стратегия развития муниципального образования предусматривает в перспективе решение комплекса задач по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования.
Стратегические цели – приоритетные направления развития муниципального образования до 2025 года устанавливаются на основе комплексного стратегического анализа, выявления возможностей и угроз, сильных и слабых сторон муниципального образования.
Для достижения поставленных целей необходима последовательная реализация мероприятий, разработанных с учетом стратегических направлений развития, изложенных в данном документе с обязательным мониторингом эффективности реализации намеченных мероприятий, анализом экономических показателей деятельности района, реального уровня жизни населения.
1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования и оценка его потенциала.
-
Характеристика экономико-географического
положения муниципального образования «Сычевский район»
Смоленской области
Cычевский район образован в 1930 году и расположен на северо-восточной окраине Смоленской области. Граничит с Тверской областью. На востоке к границе района примыкают земли Гагаринского, на юге – Новодугинского районов.
Сычевский район занимает площадь 180,4 тыс. га. Средние размеры составляют в широтном направлении – 35 км, в меридианном направлении – 55км.
Расстояние от города Сычевки до областного центра (Смоленск) составляет по автомобильной дороге 235 км, по железной дороге – 250 км.
Общая протяженность автомобильных дорог по муниципальному району составляет 177,2 км, в т. ч с твердым покрытием – 128,7 км, грунтовые дороги – 48,5 км.
Общая численность населения по состоянию на 01.01.2018 года составляет 13493 человека, в том числе младше трудоспособного возраста – 2216 человек, трудоспособного возраста – 7595 человек, старше трудоспособного возраста – 3682 человека.
В состав Сычевского района входят 5 муниципальных образований – 4 сельских поселения и 1 городское поселение. На территории района 132 населенных пункта.
Административным центром района является г.Сычевка.
В районе имеются полезные ископаемые осадочного происхождения: песок, глина, гравий, торф. Богат район и подземными водами. Район расположен в умеренном климатическом поясе.
Лесной массив состоит из смешанных лиственных пород.
На территории Сычевского района имеется целый ряд памятников археологии, истории, культовой и усадебной архитектуры. Район богат своим культурно-историческим прошлым.
-
Характеристика ресурсов муниципального образования
«Сычевский район» Смоленской области
Муниципальное образование «Сычевский район» располагает базовыми видами природных ресурсов, которые позволяют обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие.
Главное значение имеют сельскохозяйственные угодья и леса. Они являются основой развития специализации района - агропромышленного комплекса и деревообработки, создают благоприятные условия для организации отдыха населения района.
Минерально-сырьевые ресурсы
Минерально-сырьевая база Сычевского района, в силу особенностей геологического строения ее территории, не отличается разнообразием твердых полезных ископаемых и представлена, в основном, месторождениями глинистых пород для производства кирпича, песков строительных, песчано-гравийных материалов, известняков для щебня и известняковой муки. Объемов доказанных запасов нет, освоение по мере необходимости использования. Все эти полезные ископаемые относятся к группе общераспространенных и имеют местное значение.
Лесные ресурсы
Территория района входит в состав Сычевского лесничества Смоленской области. Вся территория данного лесничества расположена в северо-восточной части Смоленской области. Леса занимают 33,8% территории.
Главными лесообразующими породами являются ель, сосна, осина и береза.
На территории Сычевского района по целевому назначению и категориям выделяются защитные леса (512 га), ценные леса (14399 га), и эксплуатационные леса (53896 га).
Водные ресурсы
На территории района протекают реки Вазуза, Лосьмина, Гжать, Касня, Яблонька, Ракитня, и берет свое начало великая славянская река Днепр. Район расположен в основном на Вазузской низменности в бассейнах рек Днепр и Волга. Уникальность района заключается в том, что к северо-западу от г.Сычевки, у деревни Дудкино, находится небольшое плато, где расположены истоки рек трех бассейнов Черного, Каспийского и Балтийского морей.
Район является важным источником водоснабжения столицы. Для этих целей создана Вазузская гидросистема и построено водохранилище.
Территория Сычёвского района является как водоразделом крупных речных систем, так и зоной распределения подземного стока в крупные артезианские бассейны. Основная часть подземных вод заключена в толще коренных отложений с породами, обладающими высокой водопроницаемостью и значительной водовместимостью (известняки, доломиты, мергели, мел, песчаники, пески).
Почвы и категория земель
Почвы на территории Сычевского района дерново-среднеподзолистые, в центральной части района дерново-глеевые оподзоленные; глинистые и тяжелосуглинистые.
Категория земель муниципального образования «Сычевский район»
(по состоянию на 1 января 2018 года)
Таблица 1
Категория земель
|
Общая площадь, га
|
Доля от общей площади, %
|
Земли сельскохозяйственного назначения
|
80370
|
44,6
|
Земли населенных пунктов
|
15033
|
8,3
|
Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения
|
803
|
0,4
|
Земли лесного фонда
|
72550
|
40,2
|
Земли водного фонда
|
3022
|
1,7
|
Земли запаса
|
8612
|
4,8
|
Итого
|
180390
|
100,00
|
Как видно из таблицы Сычевский район располагает земельным фондом для стабильного развития аграрного и лесопромышленного производства.
Дальнейшее расширение обработки (использования) земли возможно при условии сокращения неиспользуемых, нерационально используемых, нарушенных (некультивируемых) и не вовлечённых в хозяйственный оборот земель.
Животный мир
Основу современной фауны района составляют животные, характерные для зоны смешанных лесов. В лесах и на лугах много лекарственных трав, ягод и грибов. Животный мир лесов разнообразен, обитают лось, бурый медведь, волк, дикий кабан, лиса, заяц, белка. По берегам водоемов встречается бобр, ондатра, норка.
-
Анализ социально-экономического развития
Анализ социально-экономического развития проводится по сферам жизнедеятельности муниципального образования, за основу взяты направления деятельности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», на основе анализа фактически сложившейся за последние 3 года динамики показателей.
№ п/п
|
Наименование показателя, ед.измерения
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
Экономическое развитие
|
||||
1
|
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц
|
154
|
162
|
176
|
2
|
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, процентов
|
20,62
|
20,6
|
20,7
|
3
|
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей
|
490
|
9218
|
51551
|
4
|
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) , процентов
|
85
|
86
|
88
|
5
|
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, процентов
|
50
|
50
|
100
|
6
|
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов
|
87
|
88
|
80
|
7
|
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) , процентов
|
7,1
|
6,3
|
5,5
|
8
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников:
|
|
|
|
|
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, рублей
|
18071,5
|
20274
|
22128
|
|
муниципальных дошкольных образовательных учреждений, рублей
|
12571,3
|
13355,6
|
14188
|
|
муниципальных общеобразовательных учреждений, рублей
|
18315,1
|
19671,3
|
10019
|
|
учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, рублей
|
24124
|
25455
|
25150
|
|
муниципальных учреждений культуры и искусства, рублей
|
15782,4
|
15607,9
|
21041,3
|
|
муниципальных учреждений физической культуры и спорта, рублей
|
19514
|
0
|
0
|
Дошкольное образование
|
||||
9
|
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, процентов
|
52,6
|
51,6
|
51,3
|
10
|
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, процентов
|
0
|
0
|
0
|
11
|
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений , процентов
|
0
|
0
|
0
|
Общее и дополнительное образование
|
||||
13
|
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, процентов
|
4
|
1,7
|
0
|
14
|
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, процентов
|
100
|
100
|
100
|
15
|
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, процентов
|
0
|
0
|
0
|
16
|
Доля детей первой и второй групп здоровья
в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, процентов |
86
|
86,1
|
86,2
|
17
|
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, процентов
|
0
|
0
|
0
|
18
|
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях, тыс. рублей
|
19,1
|
23,6
|
25,8
|
19
|
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, процентов
|
75,1
|
97,6
|
91,4
|
Культура
|
||||
20
|
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности:
|
|
|
|
|
клубами и учреждениями клубного типа, процентов
|
57,1
|
52
|
168
|
|
библиотеками, процентов
|
100
|
100
|
100
|
|
парками культуры и отдыха, процентов
|
0
|
0
|
0
|
21
|
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, процентов
|
20
|
14,2
|
|
22
|
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, процентов
|
0
|
0
|
60
|
Физическая культура и спорт
|
||||
23
|
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов
|
9,2
|
13,5
|
17,3
|
23(1)
|
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, процентов
|
55,6
|
100
|
100
|
Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
|
||||
24
|
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, кв. метров
|
24,7
|
25,1
|
25,6
|
|
в том числе
введенная в действие за один год,
кв. метров
|
0,5
|
0,5
|
0,3
|
25
|
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, - всего
|
1,6
|
1,58
|
1,58
|
|
в том числе
земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, гектаров |
1,6
|
1,58
|
1,58
|
26
|
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:
|
|
|
|
|
объектов жилищного строительства - в течение 3 лет, кв. метров
|
0
|
0
|
0
|
|
иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет, кв. метров
|
0
|
0
|
0
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
||||
27
|
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, процентов
|
100
|
100
|
100
|
28
|
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района) , процентов
|
85,7
|
85,7
|
85,7
|
29
|
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, процентов
|
6,8
|
6,9
|
7,2
|
30
|
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, процентов
|
5,4
|
2,4
|
3,2
|
Организация муниципального управления
|
||||
31
|
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) , процентов
|
30,1
|
30,2
|
38,1
|
32
|
Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости) , процентов
|
0
|
0
|
0
|
33
|
Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района) , тыс. рублей
|
0
|
Назад
Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам. Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг! |